Вентилятор взял за основу все тот же, «КАМАЗовский», уж больно он мне понравился своей монолитностью и прочностью, правда, под расчетный режим крыльчатку пришлось порядочно обрезать.
нашлись для садовой техники, с вертикальным валом, - вес, мощность и даже цена двух маленьких, как у одного большого. Кроме того, маленький вентилятор согласуется по оборотам с мотором без редуктора и аккуратно насаживается прямо на выходной вал.
При КПД вентилятора 50% потребная мощность нагнетательного двигателя - около 10 кВт. Такие моторы промышленность (правда, китайская) выпускает, и купить их не проблема. Вентилятор тоже нашелся, КАМАЗов-ский, производства ПК «Технотрон», диаметром 710 мм. Но с его компоновкой ничего хорошего не получалось. То по центровке не проходит, то воздуховод весь аппарат занимает. Примерял я и редукторы от «Аэрохода», и дорогостоящие центробежные нагнетатели от «АКС-Инвеста». Ничего не придумал, кроме как поделить установку на два маленьких мотора с двумя маленькими вентиляторами.
где Q- расход воздуха в подушку, м3/с; SП - площадь воздушной подушки, м2; РП - давление в подушке, кгс/м2.
Существует эмпирическая зависимость, «формула С.Ф.Горбачевского»:
Следовало повторить конструкцию, опробованную многими дельталетчиками - мотоустановку на базе «Буран-АВИА» с редуктором и винтом. Поскольку она достаточно компактная и легкая, решил сделать ее поворотной. Очевидный плюс - отсутствие воздушных рулей, «поедающих» около 3% тяги каждый. Встал вопрос выбора вентилятора и двигателя для нагнетательной установки.
В первую очередь взялся за проектирование подъемно-движительного комплекса (ПДК). Решать задачу «в лоб», путем повышения мощности, значило идти по пути, которым уже прошли производители «Стрельцов». Выгоднее поднять эффективность ПДК через разделение функций нагнетания и движения между отдельными вентиляторами. Правильно подобранный вентилятор может повысить КПД до 70% и более, но даже 50% для нагнетателя СВП - уже хорошо. То же с ходовым приводом: на оптимальном винте можно получить удельную тягу «на стопе» 4 кг/л.с. вместо 1.5-2 кг/л.с. для вентилятора совмещенного типа. Далее следовало решить, чем и как все эти винты и вентиляторы крутить? Сначала были варианты конструкции с приводом от одного двигателя, но быстро отпали. Прямой привод не позволяет крутить в оптимальном режиме одновременно нагнетатель и движитель, поэтому остановился на двухмоторном ПДК. С маршевым двигателем все более-менее понятно, главное требование - получение наибольшей тяги.
- отсутствие комфорта для водителя и пассажиров.
- небольшой КПД нагнетательной и движительной установок;
- недостаточные водоизмещающие объемы, особенно в носу; при сбросе давления ВП на скорости существовал риск «превратиться» в подводную лодку. Такой эффект на блюдается на всех подобных аппаратах, на «Стрельцах», например, под ногами водителя размещен дополни тельный объем плавучести - надувная подушка;
- малая грузоподъемность; при площади подушки 12 м2 возить трех человек (причем не очень хорошо возить) уже не интересно, вместимость следовало увеличить минимум до четырех человек и возить их чуть побыстрее;
Итак, чего меня не устраивало в разработке В.В. Моисеева:
нового аппарата с использованием элементов конструкции прежнего.
Лучше всего сохранился алюминиевый винт, насаженный на коленвал. Фактически в наличии у меня оказался не совсем комплектный каркас, стоимость которого составляла менее 10% от общей цены аналогичного аппарата «Стрелец». Что же со всем этим делать? Недолго поразмышляв и испросив одобрения В.В.Моисеева, я решил, что пора сделать шаг вперед. Вместо ремонта затеял проект практически
В дальнейшем аппарат сначала находился в НПО «Судотехника», затем побывал у каких-то владельцев, в 2004 г, его передали для ремонта в фирму «АКС-Инвест», но ремонт был признан нерентабельным, и аппарат переместили на задний двор. Когда он достался мне, состояние его было весьма плачевное: тканевые оболочки сгнили, несколько труб каркаса отсутствовали. Мотор остался без «обвески», но живой.
Собственно строителем был сам «дедушка» СВП баллонетной конструкции Владимир Васильевич Моисеев, в те времена далеко не дедушка. Первые выходы аппарата в тот же год сразу попали в фильм про Моисеева под названием «Почти Мюнхгаузен».
История эта началась 6 апреля 2010 г. В тот день мне на безвозмездной основе был передан каркас аппарата на воздушной подушке. Построен он был в 1994 г. в Нижнем Новгороде на экспериментальном заводе «Судотехника» под руководством Алексея Алексеевича Курочкина.
Сергей Смирнов, г. Н.Новгород
Аппарат на воздушной подушке «Змей». Журнал "Катера и яхты". Июнь 2011.
Аппарат на воздушной подушке «Змей». Журнал "Катера и яхты". Июнь 2011. | Интернет магазин ПАРУС
Комментариев нет:
Отправить комментарий